Мариам Кабашилова На главную
Мариам Кабашилова – жительница Буйнакска, родилась в 1980, закончила филфак ДГПУ, сейчас учится там же в магистратуре. Поэзию считает важнейшим из искусств и любит абсолютно всех людей без исключения.
* * *
Ветер мнет заплаканную душу,
Карий свет в глазах твоих прокис.
Я молчанья лета не нарушу,
Только на прощанье улыбнись.
Я готова пить твои страданья.
Пусть несладко, я готова. Пусть!
Приношу твоей улыбке в дань я
Упакованную в строки грусть.
День осенний сер до исступленья.
На вопрос мой про твои дела
Усмехнешься горько на мгновенье,
Но усмешка тоже мне мила.
* * *
Бесконечно зовущие мили
Пили небо из наших глаз.
Мы, укутавшись в автомобили,
Рвали время на скорости «вечность в час».
Нам казалось, что мы любили,
Плавя нежной кожи атлас губами.
В этой драме смеялись мало –
Каждый в сердце лелеял мрак.
И я тоже кокетливо плакала и умирала.
Только тесен стал нынче мне черный концертный фрак.
Нервно стрелка вонзилась в восемь.
Осень в гости повадилась в летние сны…
Ты все ждешь, но уже не сносен
В темном парке запах сосны.
Обреченно на город упала
Мрачной ночи черная прядь.
Крася душу в цвета коралла,
Стрелка мерно оттикала 45.
Ты теперь уже понял, наверно,
Что бессмысленно дальше ждать.
* * *
До слез знакомые фразы
Сочатся из каждой ванной,
Сочатся из каждой спальни…
Быть врозь непременно пьяной…
А если луна все ж рухнет на землю,
Из каждой кухни все те же знакомые фразы
Взволнованно будут литься…
Нам в лица глядят с упреком печально пустые вазы.
Я тоже хочу, чтоб током! –
Причем непременно сразу.
Но в черном глазу ресница
Мешает в него влюбиться…
А может быть, кто-то боится схватить заразу?
Мне все казалося можным
Когда в полутемной прихожей
Он был невозможно близко.
Теперь я знаю, что все же
Глаголы «ласкать» и «тискать»
По сути одно и то же.
* * *
Раздувая любви кадило,
Мне казалось в тысячный раз –
Не случайно я взгляд уронила
В бесконечную синь его глаз.
Я любила его простуду,
Дерзких губ беспокойный пульс.
Но теперь я, наверно, не буду
Нянчить чью-то осеннюю грусть.
Я не буду от ноющей скуки
Бередить позабытый страх –
Мои голос и нежные руки
Заселились в чьих-то сердцах.
Мне не хочется в ночь сырую
Прекословить майской грозе –
Я ведь правда не очень тоскую
По не пролитой им слезе.
* * *
Томно цвели на душе герани.
Плавил пространство французский спирт,
Снова всю ночь напролет тиранил
Сердце мое отчаянный флирт.
Снова писать мне с пометкой «важно!»
Слезные письма на Бейкер стрит,
Прятаться ночью, длинной и влажной,
В чей-то неряшливый, рваный ритм.
Не захлебнуться б в улыбках, взглядах,
Задранных юбках, в дорогах в рай…
… Кто-то еще моего наряда
Робко целует помятый край.
* * *
Узрев души моей детали,
Фальшивой скромностью звеня,
Напрасно вы меня меняли,
Местоименили меня.
Мне нравится в туман столетий
Макать мое земное «Я»,
Любить, когда плохие дети
Смышлено смотрят на меня.
Я тоже как-то возле клена
Клялась, что лету нет конца.
Мне часто снится взгляд соленый
Спорхнувший с моего лица.
* * *
Смуглые тени
Южных растений
Снова на стенах
Утро пророчат.
Что мне дороже
В сердце порожное
Неосторожно
Пролитой ночи?
Призрачной ранью
Сны мои ранит
Стих из Корана,
Что покороче…
Плавятся нервы…
Знать бы наверно:
Кто из нас первый
Вечность отсрочил.
Мы незнакомы;
Счастье искомое
Нежиться в коме…
Нет больше мочи…
ИНТЕРВЬЮ С МАРЬЯМ КАБАШИЛОВОЙ
Мариам Кабашилова: «Принцип
шоковой терапии использую сознательно».
«Я – лучшее мое творенье!»
М. Кабашилова
Побывав на презентации первой книги 23-летней поэтессы Мариам Кабашиловой «Мне бы…», я невольно подумала – вот это слава! Причем слава не только среди тонких ценителей литературного творчества, но и среди самых широких слоев населения. Все потому, что к стихам Мариам никто не может оставаться равнодушным – уж очень «скользкие» на первый взгляд темы она для них выбирает.
- Когда ты сочинила свой первый стих?
- Три года назад. Это было стихотворение «Не срывай с меня платье». Я всегда интуитивно чувствовала, что люди творческие – особенные, хотела стать одной из них и точно знала, что если однажды возьмусь за творчество, то это обязательно будет поэзия или проза. Однако я побаивалась начать писать. Я была не знакома с теорией стиха и не хотела быть высмеянной. Не хотела писать банальности, да еще и с техническими ошибками. Не хотела преждевременного «творческого выкидыша», о котором писал Белинский.
- Мариам, на некоторых твои стихи производят шокирующее впечатление…
- Для меня главное - не быть банальной. Все, что угодно, лишь бы о моих стихах не сказали, что так уже было сказано до меня. Я очень критично отношусь к своим вещам, сознательно по примеру Набокова использую принцип шоковой терапии. Когда-то я подсознательно почувствовала, что вокруг меня люди хотят услышать. И стала писать именно об этом. Вообще я сторонница Фрейда. В поэзии я могу сказать абсолютно все. Самая бесстыжая мысль может быть использована мной. Мне хочется быть предельно откровенной. Есть такие люди – нудисты, у меня то же самое, только поэтически. Тяга к запретному – это то, что привлекает людей в моих стихах.
- Часто тебе приходится сталкиваться с отрицательным отношением к твоему творчеству?
- До обидного редко. Кажется, как сказано в одном из моих стихов, «пора менять обличье».
- Мариам, у тебя в стихах сплошные невесёлые любовные коллизии, в то время как, насколько я знаю, ты с этим явлением на личном опыте сталкивалась не часто. «Накаркать» не боишься?
- Я такой кайф испытываю от того, что написала, что уже ничего не боюсь. Когда стих получается лучше, чем я его задумала, я готова заплатить за это любую цену. Стихи рождаются от афористичной мысли, иногда я придумываю в них события, которые со мною не происходили. Так я строю свой мир, в котором мне хорошо – он даже более реален, чем тот, который меня окружает. Кроме того, даже когда я представляю себе идеального человека, который подходил бы мне во всех отношениях, я не представляю себе идиллии между мною и им. Когда человек сыт, когда он доволен – это не правильно. Если настоящая любовь и будет в моей жизни – пусть она не будет «правильной», «хорошей». Страдания заставляют человека развиваться и приводят к истине – то есть к Богу. Человек, который берётся за творчество, должен понимать, что творческий человек счастливым не бывает. Я считаю, что творчество того стоит.
- Ты говоришь, что для творчества необходимы лишения, переживания. Но если человек переживает по поводу незаслуженно маленькой зарплаты – это еще не гарантия того, что он станет заниматься творчеством…
- Дело даже не в наличии проблемы, а в восприятии мира. У одной моей знакомой врачи обнаружили смертельную болезнь – и она совершенно не переживала по этому поводу. Творческие люди острее чувствуют, чем обычные – они переживают из-за происходящих в мире катастроф, из-за житейских мелочей… Умение рифмовать – просто следствие заложенных в человеке качеств. Звучит банально, но слова «мирное небо» тоже когда-то звучали для меня банально, пока я в своем родном Буйнакске в 1999 году не столкнулась с обратным. На наш гарнизон напали, стрельба и крики в ночной темноте не давали нам заснуть, а потом наступило утро, и долгожданная тишина…
- Что, если настоящая любовь, о которой ты пишешь, так и не встретится на твоем жизненном пути?
- Главная любовь в моей жизни – к себе. Я люблю всё, что со мной связано, всех, кто меня окружает. Кажется, Пушкин сказал что-то в этом роде: любви достоин лишь ты сам, все остальные рано или поздно тебя предадут. Впрочем, почти так же сильно, как себя, я люблю Бродского. Кого из живых людей я могу любить, если есть Бродский, Маяковский? Я люблю Бродского настолько, что готова пережить с ним все перенесенные им трудности. Сейчас я пишу дипломную по этому автору – и немного побаиваюсь, как бы он мне не надоел… Если б я встретила живого человека, точь-в-точь такого же, как Бродский – я бы его полюбила сильней, ведь он живой. Но вряд ли встречу такого. Гении встречаются редко.
- В одном из самых любимых мною твоих стихов есть такие очень правильные строки: «Если я не внушаю любовь, значит, нет её на земле»…
- Дело в том, что, по-моему, в каждом человеке есть Бог, а потому не любить человека – не правильно. С другой стороны, стремление иметь успех у противоположного пола, в той или иной мере присущее каждому – это стремление к любви невидимого Бога.
- Ты часто чувствуешь себя одинокой?
- Я часто думаю, что взаимопонимание между людьми вообще не возможно. Слова слишком слабы, чтобы выразить наши мысли и чувства, да и взгляд тоже много не скажет. Приходится использовать метафоры, новые необычные комбинации слов, новый ритм… Обычное общение между людьми настолько уступает поэтическому слову, что, говоря о выражении мысли, его можно даже не рассматривать. Почему человек начинает писать стихи – потому что когда он говорит, его не понимают. Банальный пример: Ахматова, вместо того, чтобы сказать «Я очень переживала», говорит – «Я на правую руку надела перчатку с левой руки».
- Прости за банальность – какой твой любимый цвет?
- Фиолетовый. Одно время я очень любила черный. Прочтя, что он неудачен для моего знака зодиака, я решила его приручить и ходила на госэкзамены только в черном. В итоге я почувствовала, что свою отрицательную силу воздействия он утратил – все экзамены я сдала на 5.
- Каким должен быть человек, чтоб ты захотела излить ему свою душу?
- Достаточно того, чтоб у него просто было желание меня выслушать. Остальное не важно. О поэзии я могу говорить с кем угодно, даже с коммерсантом. Бывали случаи, когда люди заявляли, что совершенно не воспринимают поэзию, однако сегодня с этими людьми мы лишь о поэзии и говорим… Вообще я хорошо отношусь ко всем, ни к кому не имея ненависти, даже к тем, кто меня не любит. Стараюсь избавляться от отрицательных чувств.
- Спасибо за интервью, Мариам, успехов тебе!
Беседовала Мария Кирилина