Мариам Кабашилова                             На главную

191709.jpg (64451 bytes)

 

Мариам Кабашилова – жительница Буйнакска, родилась в 1980, закончила филфак ДГПУ, сейчас  учится там же в магистратуре. Поэзию считает важнейшим из искусств и любит абсолютно всех людей без исключения.

 

*     *     *                                                                                                  

 

Ветер мнет заплаканную душу,

Карий свет в глазах твоих прокис.

Я молчанья лета не нарушу,

Только на прощанье улыбнись.

 

Я готова пить твои страданья.

Пусть несладко, я готова. Пусть!

Приношу твоей улыбке в дань я

Упакованную в строки грусть.

 

День осенний сер до исступленья.

На вопрос мой про твои дела

Усмехнешься горько на мгновенье,

Но усмешка тоже мне мила.

 

 

*    *     *

 

Бесконечно зовущие мили

Пили небо из наших глаз.

Мы, укутавшись в автомобили,

Рвали время на скорости «вечность в час».

Нам казалось, что мы любили,

Плавя нежной кожи атлас губами.

В этой драме смеялись мало –

Каждый в сердце лелеял мрак.

И я тоже кокетливо плакала и умирала.

Только тесен стал нынче мне черный концертный фрак.

 

Нервно стрелка вонзилась в восемь.

Осень в гости повадилась в летние сны…

Ты все ждешь, но уже не сносен

В темном парке запах сосны.

Обреченно на город упала

Мрачной ночи черная прядь.

Крася душу в цвета коралла,

Стрелка мерно оттикала 45.

Ты теперь уже понял, наверно,

Что бессмысленно дальше ждать.

 

 

 

*    *     *

 

До слез знакомые фразы

Сочатся из каждой ванной,

Сочатся из каждой спальни…

Быть врозь непременно пьяной…

А если луна все ж рухнет на землю,

Из каждой кухни все те же знакомые фразы

Взволнованно будут литься…

Нам в лица глядят с упреком печально пустые вазы.

Я тоже хочу, чтоб током! –

Причем непременно сразу.

Но в черном глазу ресница

Мешает в него влюбиться…

А может быть, кто-то боится схватить заразу?

Мне все казалося можным

Когда в полутемной прихожей

Он был невозможно близко.

Теперь я знаю, что все же

Глаголы «ласкать» и «тискать»

По сути одно и то же.

 

 

*    *    *

 

Раздувая любви кадило,

Мне казалось в тысячный раз –

Не случайно я взгляд уронила

В бесконечную синь его глаз.

 

Я любила его простуду,

Дерзких губ беспокойный пульс.

Но теперь я, наверно, не буду

Нянчить чью-то осеннюю грусть.

 

Я не буду от ноющей скуки

Бередить позабытый страх –

Мои голос и нежные руки

Заселились в чьих-то сердцах.

 

Мне не хочется в ночь сырую

Прекословить майской грозе –

Я ведь правда не очень тоскую

По не пролитой им слезе.

 

 

*    *     *

 

Томно цвели на душе герани.

Плавил пространство французский спирт,

Снова всю ночь напролет тиранил

Сердце мое отчаянный флирт.

 

Снова писать мне с пометкой «важно!»

Слезные письма на Бейкер стрит,

Прятаться ночью, длинной и влажной,

В чей-то неряшливый, рваный ритм.

 

Не захлебнуться б в улыбках, взглядах,

Задранных юбках, в дорогах в рай…

… Кто-то еще моего наряда

Робко целует помятый край.

 

 

*    *    *

 

Узрев души моей детали,

Фальшивой скромностью звеня,

Напрасно вы меня меняли,

Местоименили меня.

 

Мне нравится в туман столетий

Макать мое земное «Я»,

Любить, когда плохие дети

Смышлено смотрят на меня.

 

Я тоже как-то возле клена

Клялась, что лету нет конца.

Мне часто снится взгляд соленый

Спорхнувший с моего лица.

 

 

*    *    *

 

Смуглые тени

Южных растений

Снова на стенах

Утро пророчат.

 

Что мне дороже

В сердце порожное

Неосторожно

Пролитой ночи?

 

Призрачной ранью

Сны мои ранит

Стих из Корана,

Что покороче…

 

Плавятся нервы…

Знать бы наверно:

Кто из нас первый

Вечность отсрочил.

 

Мы незнакомы;

Счастье искомое

Нежиться в коме…

Нет больше мочи…

 

ИНТЕРВЬЮ С МАРЬЯМ КАБАШИЛОВОЙ

Мариам Кабашилова: «Принцип шоковой терапии использую сознательно».

«Я – лучшее мое творенье!»

                 М. Кабашилова

 

Побывав на презентации первой книги 23-летней поэтессы Мариам Кабашиловой «Мне бы…», я невольно подумала – вот это слава! Причем слава не только среди тонких ценителей литературного творчества, но и среди самых широких слоев населения. Все потому, что к стихам Мариам никто не может оставаться равнодушным – уж очень «скользкие» на первый взгляд темы она для них выбирает.

    - Когда ты сочинила свой первый стих?

            - Три года назад. Это было стихотворение «Не срывай с меня платье». Я всегда интуитивно чувствовала, что люди творческие – особенные, хотела стать одной из них и точно знала, что если однажды возьмусь за творчество, то это обязательно будет поэзия или проза. Однако я побаивалась начать писать. Я была не знакома с теорией стиха и не хотела быть высмеянной. Не хотела писать банальности, да еще и с техническими ошибками. Не хотела преждевременного «творческого выкидыша», о котором писал Белинский.       

            - Мариам, на некоторых твои стихи производят шокирующее впечатление…

            - Для меня главное - не быть банальной. Все, что угодно, лишь бы о моих стихах не сказали, что так уже было сказано до меня. Я очень критично отношусь к своим вещам, сознательно по примеру Набокова использую принцип шоковой терапии. Когда-то я подсознательно почувствовала, что вокруг меня люди хотят услышать.  И стала писать именно об этом. Вообще я сторонница Фрейда. В поэзии я могу сказать абсолютно все. Самая бесстыжая мысль может быть использована мной. Мне хочется быть предельно откровенной. Есть такие люди – нудисты, у меня то же самое, только поэтически. Тяга к запретному – это то, что привлекает людей в моих стихах.

          - Часто тебе приходится сталкиваться с отрицательным отношением к твоему творчеству?

- До обидного редко. Кажется, как сказано в одном из моих стихов, «пора менять обличье».

- Мариам, у тебя в стихах сплошные невесёлые любовные коллизии, в то время как, насколько я знаю, ты с этим явлением на личном опыте сталкивалась не часто. «Накаркать» не боишься?

            - Я такой кайф испытываю от того, что написала, что уже ничего не боюсь. Когда стих получается лучше, чем я его задумала, я готова заплатить за это любую цену. Стихи рождаются от афористичной мысли, иногда я придумываю в них события, которые со мною не происходили. Так я строю свой мир, в котором мне хорошо – он даже более реален, чем тот, который меня окружает. Кроме того, даже когда я представляю себе  идеального человека, который подходил бы мне во всех отношениях, я не представляю себе идиллии между мною и им. Когда человек сыт, когда он доволен – это не правильно. Если настоящая любовь и будет в моей жизни – пусть она не будет «правильной», «хорошей». Страдания заставляют человека развиваться и приводят к истине – то есть к Богу. Человек, который берётся за творчество, должен понимать, что творческий человек счастливым не бывает. Я считаю, что творчество того стоит.

            - Ты говоришь, что для творчества необходимы лишения, переживания. Но если человек переживает по поводу незаслуженно маленькой зарплаты – это еще не гарантия того, что он станет заниматься творчеством…

            - Дело даже не в наличии проблемы, а в восприятии мира. У одной моей знакомой врачи обнаружили смертельную болезнь – и она совершенно не переживала по этому поводу. Творческие люди острее чувствуют, чем обычные – они переживают из-за происходящих в мире катастроф, из-за житейских мелочей… Умение рифмовать – просто следствие заложенных в человеке качеств. Звучит банально, но слова «мирное небо» тоже когда-то звучали для меня банально, пока я в своем родном Буйнакске в 1999 году не столкнулась с обратным.  На наш гарнизон напали, стрельба и крики в ночной темноте не давали нам заснуть, а потом наступило утро, и долгожданная тишина…

            - Что, если настоящая любовь, о которой ты пишешь, так и не встретится на твоем жизненном пути?

            - Главная любовь в моей жизни – к себе. Я люблю всё, что со мной связано, всех, кто меня окружает. Кажется, Пушкин сказал что-то в этом роде: любви достоин лишь ты сам, все остальные рано или поздно тебя предадут. Впрочем, почти так же сильно, как себя, я люблю Бродского. Кого из живых людей я могу любить, если есть Бродский, Маяковский? Я люблю Бродского настолько, что готова пережить с ним все перенесенные им трудности. Сейчас я пишу дипломную по этому автору – и немного побаиваюсь, как бы он мне не надоел… Если б я встретила живого человека, точь-в-точь такого же, как Бродский – я бы его полюбила сильней, ведь он живой. Но вряд ли встречу такого. Гении встречаются редко.

            - В одном из самых любимых мною твоих стихов есть такие очень правильные строки: «Если я не внушаю любовь, значит, нет её на земле»…

            - Дело в том, что, по-моему, в каждом человеке есть Бог, а потому не любить человека – не правильно. С другой стороны, стремление иметь успех у противоположного пола, в той или иной мере присущее каждому – это стремление к любви невидимого Бога.

            - Ты часто чувствуешь себя одинокой?       

            - Я часто думаю, что взаимопонимание между людьми вообще не возможно. Слова слишком слабы, чтобы выразить наши мысли и чувства, да и взгляд тоже много не скажет. Приходится использовать метафоры, новые необычные комбинации слов, новый ритм… Обычное общение между людьми настолько уступает поэтическому слову, что, говоря о выражении мысли, его можно даже не рассматривать.  Почему человек начинает писать стихи – потому что когда он говорит, его не понимают. Банальный пример: Ахматова, вместо того, чтобы сказать «Я очень переживала», говорит – «Я на правую руку надела перчатку с левой руки».

            - Прости за банальность – какой твой любимый цвет?

            - Фиолетовый. Одно время я очень любила черный. Прочтя, что он неудачен для моего знака зодиака, я решила его приручить и ходила на госэкзамены только в черном. В итоге я почувствовала, что свою отрицательную силу воздействия он утратил – все экзамены я сдала на 5.

            - Каким должен быть человек, чтоб ты захотела излить ему свою душу?

            - Достаточно того, чтоб у него просто было желание меня выслушать. Остальное не важно. О поэзии я могу говорить с кем угодно, даже с коммерсантом. Бывали случаи, когда люди заявляли, что совершенно не воспринимают поэзию, однако сегодня с этими людьми мы лишь о поэзии и говорим… Вообще я хорошо отношусь ко всем, ни к кому не имея ненависти, даже к тем, кто меня не любит. Стараюсь избавляться от отрицательных чувств.

            - Спасибо за интервью, Мариам, успехов тебе!

Беседовала Мария Кирилина 

 

                                                                                                                                                                                                                    На главную

Hosted by uCoz